логотип
анонсы
логотип
ru    en
июнь 2017
скрыть
скрыть
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    



Билеты у наших партнеров:

Оценка услуг
Идоменей
 16+   впервые в России 
Вольфганг Амадей Моцарт

Идоменей

Впервые на российской сцене

Опера в трех действиях в редакции Рихарда Штрауса

Русский текст Екатерины Поспеловой и Эмилии Александровой


Большую opera-seria ("серьезную оперу") под названием "Идоменей, царь Крита" Моцарту заказал курфюрст Баварии и Пфальца Карл Теодор. 24-летний композитор хотя и был уже знаменит, но обстоятельства вынуждали его мириться со многими условностями жанра. К зимнему карнавалу 1781 года в Мюнхене он создал оперу по всем театральным законам эпохи: античный сюжет из времен Троянской войны был облечен в форму эффектного спектакля с морскими бурями и землетрясениями, богами и чудовищами, кровавыми жертвоприношениями, искупительной любовью и счастливым финалом по принципу Deus ex machina ("Бог из машины"). Можно сказать, что для своего времени "Идоменей" был чем-то вроде сегодняшнего экшн-блокбастера, триллера и ужасов вместе взятых, подобно фильмам Стивена Спилберга, переносящим зрителей в совершенно иной, захватывающий фантастический мир.

Моцарт опередил свое время, и изыски его музыки остались недооцененными публикой, требующей "хлеба и зрелищ". При жизни гениального композитора опера ставилась лишь дважды.

В конце 1920-х годов малоизвестная на тот момент партитура "Идоменея" привлекла внимание другого оперного титана, одного из интереснейших композиторов позднего романтизма — Рихарда Штрауса. В 1931 году в Вене, ровно через 150 лет после премьеры оригинала, он представил свою версию оперного шедевра Моцарта. Дерзкий и смелый новатор, Штраус по своему вкусу отредактировал "Идоменея", изменив либретто, порядок номеров, оркестровку, дополнив оперу музыкой собственного сочинения, тем самым создав одну из самых необычных в истории мирового оперного театра партитуру, сочетающую в себе два различных музыкальных стиля, две эпохи.

Когда Рихард Штраус и режиссер Венской Оперы Лотар Валлерштайн, автор нового либретто, обратились к "Идоменею", над Европой уже сгущались тучи гитлеровского нацизма. Позднее, в 1933 композитор был назначен Геббельсом на место президента Имперской музыкальной палаты и поддерживал отношения с некоторыми высокопоставленными нацистскими чинами. По этой причине Штрауса часто упрекали в связях с нацистами, но он всегда подчеркивал свою аполитичность, а на официальном посту проявил себя как защитник евреев и музыкант, защищающий, в первую очередь, интересы высокого искусства. Широко известно его высказывание: "Вы думаете, Моцарт сознавал себя "арийцем", когда сочинял?"

Тем удивительнее, что идея национализма и расовой чистоты отчетливо зазвучала в "Идоменее". Ее главным носителем стала жрица Исмена - героиня, которой Штраус заменил моцартовскую Электру. Позднее критики даже окрестили ее "Геббельсом в юбке". Конечно, и в опере Моцарта есть мотив вражды народов, но в контексте событий начала 1930-х годов он обрел совершенно иной смысл и звучание. Штраус не мог  этого не почувствовать и, многократно усилив этот мотив, придал опере острую актуальность, фактически сделал ее программным обращением, предостерегающим жестоких тиранов от кровавых жертв, расплата за которые, рано или поздно, все равно их настигнет.

Премьера "Идоменея" в новой редакции состоялась ровно через 150 лет после мюнхенской премьеры оперы Моцарта — 16 апреля 1931 года в Венском оперном театре под управлением самого Рихарда Штрауса и оставалась в репертуаре театра 15 лет.

 

Премьера – 25 ноября 2011 г.

 

Продолжительность спектакля 3 ч. 20 мин.

Ближайшие даты

Галерея

Илия-Ю.Моисеева, Идамант-Е.Суранова
Исмена-Т.Федотова
Сцена из спектакля. Верховный жрец-А.Мочалов
Идоменей-П.Паремузов
Идамант-Е.Суранова
Илия-Ю.Моисеева
Идоменей-П.Паремузов
Илия-О.Старухина
Сцена из спектакля
Идамант-Е.Суранова
Сцена из спектакля
Исмена-М.Семочкина
Идоменей-П.Паремузов
Сцена из спектакля
Идамант-И.Курманова
Сцена из спектакля. Илия-Ю.Моисеева
Арбак - А. Морозов, Идоменей - В. Гафнер
Сцена из спектакля
Идамант-И.Курманова, Идоменей-П.Паремузов
Сцена из спектакля. Верховный жрец-А.Мочалов
Идоменей - В. Гафнер
Сцена из спектакля. Илия-О.Старухина, Верховный жрец-А.Мочалов
Арбак-Р.Шевчук, Верховный жрец-М.Гейне, Исмена-Т.Ветрова
Илия-О.Старухина

Постановочная группа

Дирижер-постановщик
народный артист СССР, лауреат Ленинской премии СССР и Государственной премии России
Режиссер-постановщик
Дирижер
народный артист России
Художник-постановщик
заслуженный деятель искусств России
Художник по костюмам
Хормейстер
Художник по свету
Художник
Автор видеопроекции
Концертмейстеры
заслуженный артист России

Действующие лица и исполнители

Илия, дочь Приама, царя Трои
заслуженная артистка России
Верховный жрец
народный артист России
Арбак, советник Идоменея
Голос из народа
Жители Крита, пленные троянцы, воины, жрецы