«Дон Жуан» — юбилейные спектакли! 225 лет — опере Моцарта, 25 лет — спектаклю Покровского

«ДОН ЖУАН, или НАКАЗАННЫЙ РАЗВРАТНИК»

225 лет — опере Моцарта

25 лет — спектаклю Покровского

225 лет назад, в теплом октябре 1787 года, Моцарт был занят последними приготовлениями к пражской премьере своей оперы «Дон Жуан». Столь дорогая ему Прага с энтузиазмом приветствовала композитора, который отвечал ей взаимностью. «Мои пражане меня понимают» — говорил Моцарт об отношениях с жителями богемского города.

Постановка «Свадьбы Фигаро» в Праге в январе 1787 года прошла триумфально: несколько недель подряд пражане в кафе и на улицах пели и насвистывали ее дивные мелодии. После такого успеха импресарио Паскуале Бондини заказал Моцарту новую оперу. Вольфганг принял предложение и к концу сентября 1787 вернулся в Прагу с неоконченной еще партитурой оперы «Дон Жуан», над которой продолжал работать до самого дня премьеры.

Первое представление оперы «Дон Жуан» состоялось в Сословном театре, который в то время назывался Национальный театр Ностица (в честь аристократа Антонина Ностица Рейнека, финансировавшего его постройку). Этот театр является одним из немногих в Европе, сохранившимся до сих пор почти нетронутым. И сегодня, войдя в его зрительный зал, можно испытать волшебное чувство — от осознания, что вы находитесь в том же месте, в котором Вольфганг Амадей Моцарт представлял свои шедевры! Здесь 225 лет тому назад ложи оживленно гудели в ожидании момента, когда композитор предстанет перед публикой, а затем, после грациозного поклона, обратится к оркестру и даст сигнал к началу оперы.

Венская газета «Провинциальные новости» сообщала о премьере: «Господин Моцарт собственной персоной дирижировал оперой и был встречен радостью и ликованием многочисленной публики». Пражские газеты писали: «В понедельник 29-го Общество итальянской оперы представило с нетерпением ожидаемую оперу композитора Моцарта «Дон Жуан». Знатоки и музыканты говорят, что ничего равного ей в Праге никогда не ставилось. Господин Моцарт сам дирижировал, и когда он вошел в оркестр, он был награжден тройной овацией; то же самое произошло, когда он вышел из оркестровой ямы. Что касается оперы, то она очень сложна, и, несмотря ни на что, все восхищаются, хорошим исполнением, подготовленным в столь короткое время <…> Экстраординарное количество зрителей свидетельствует о всеобщем одобрении».
Позднее великий французский композитор Шарль Гуно скажет об этой опере: «Это непревзойденный и бессмертный шедевр, апогей лирической драмы. Партитура «Дон Жуан» … была и остается для меня своего рода воплощением драматической и музыкальной непогрешимости. Я расцениваю ее как сочинение без малейшего изъяна, как непрерывное совершенство!».

В 1987 году — в год 200-летия рождения «Дон Жуана», — Борис Александрович Покровский поставил шедевр Моцарта в своем Камерном музыкальном театре.

«Это Моцарт! — объяснял своим артистам Покровский. — Это не финтифлюшечки!

Это опера опер! Возьмите партитуру — не такую, которая у нас издается. Мы пишем: «Дон Жуан. Опера в двух действиях». А на самом деле «веселая драма» написано у Моцарта!

Вы понимаете, что мы должны ставить? Мы должны поставить веселую драму о негодяе, распутнике и подлеце! «Дон Жуан» — это трагедия человечества и его радость, это человек во многих его духовных ипостасях.

Когда меня спрашивают, в чем разница между характерами героев оперы и современными людьми, я отвечаю: никакой разницы! Ибо мы в этих образах непременно видим самих себя, мы видим наше общество, наше окружение. Мы видим вечные противоречия общества, вечные проблемы человека, человеческого характера, его развития, взаимоотношений — общественных и личных. Вот почему эта опера будет тогда интересна, когда зрители, которые придут к нам, войдут в эту жизнь, как будто они живут вместе с нами».

225 лет прошло с того знаменательного момента, когда опера «Дон Жуан» впервые увидела свет рампы. Но до сих пор она остается одним из величайших произведений. Чудесная музыка Вольфганга Амадея Моцарта — композитора, благословенного Богом, — сегодня говорит с нашей душой так же эмоционально, так же мощно, как и тогда.

25 лет прошло со дня премьеры спектакля Покровского. За эти годы спектакль менялся, сам Борис Александрович вносил что-то новое. Но после смерти Покровского, к Первому фестивалю его спектаклей, «Дон Жуан» был восстановлен в том виде, в каком его создал Мастер. И по-прежнему зрители, приходящие в зал, переживают «веселую драму» Дон Жуана вместе с героями оперы.


Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Государственный Академический Большой театр России Камерная сцена им. Б. А. Покровского

Раздел для сотрудников театра