• Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    О театре имени Бориса Александровича Покровского

Историческая справка

В июне 2018 года Министерство культуры РФ приняло решение о реорганизации Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского. Театр Покровского присоединен к Государственному академическому Большому театру и получил статус его камерной сцены.

Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством Б.А. Покровского (с сентября 2009 года имени Б.А. Покровского) расположен в здании знаменитого ранее комплекса "Славянский базар", где в 1897 году состоялась историческая встреча К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, которые договорились о создании в Москве Художественного Общедоступного театра (МХТ).

Вот как описывает историю создания театра в книге "Моя жизнь – сцена" сам Борис Александрович Покровский: "…все произошло благодаря активным хлопотам судьбы – в Москве решили реформировать маленький оперный коллектив, гастролирующий по России и обильно разбрасывающий под маркой оперных спектаклей отменную халтуру. Меня попросили помочь в реорганизации театра. Помочь театру я мог только тем, что поставил им спектакль. После неизбежного отсеивания осталась маленькая горстка людей, которые никак не могли быть театром, но лишь камерным ансамблем. Одновременно появилась маленькая опера молодого тогда композитора Родиона Щедрина "Не только любовь", которая очаровывала уже в партитуре... и мы отрепетировали этот маленький шедевр камерным ансамблем. Спектакль сыграли на сцене драматического театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Был успех… - так в 1972 году родился Московский Камерный музыкальный театр".

Когда в 1972 году Покровский основал Камерный музыкальный театр, у него еще не было своего помещения и первые спектакли – "Не только любовь" в ту пору молодого композитора Родиона Щедрина, "Много шума из-за… сердец" Тихона Хренникова, "Сокол Федериго дельи Альбериги" Дмитрия Бортнянского шли на разных площадках Москвы. И лишь через два года, в 1974 году театр получил постоянную прописку. Большую роль в этом сыграла поддержка композиторов Т.Н. Хренникова (в ту пору Первого Секретаря Союза композиторов СССР) и Д.Д. Шостаковича. Труппу молодого театра пополнили гитисовцы – студенты курса актерского мастерства, руководителем которого был Б.А. Покровский.

Поворотным моментом в жизни молодого театрального коллектива – 12 сентября 1974 года стала премьера оперы Д.Д. Шостаковича "Нос" – непревзойденный режиссерский шедевр и "визитная карточка" Камерного музыкального театра. Музыкальным руководителем театра становится дирижер, народный артист СССР Геннадий Рождественский. С первых же дней театр стал подлинной и на многие годы единственной в стране лабораторией современной оперы и одновременно – первооткрывателем отечественных и оперных раритетов.

Никто не мог предположить, что маленький подвальчик на "Соколе" станет одним из главных культурных центров не только Москвы, но и всего мира. Чтобы увидеть легендарные спектакли, люди приезжали со всей страны. Здесь Мастер создал шедевры – редко исполняемые классические и современные оперы: "Нос" Шостаковича, "Похождения повесы" Стравинского, "Дон Жуан, или Наказанный развратник" и "Директор театра" Моцарта, "Ростовское действо" митрополита Димитрия Ростовского…

В этом театре впервые прозвучали оперы современных композиторов, ставших уже классиками – "Шинель", "Коляска", "Свадьба", "Братья Карамазовы" Холминова, "Жизнь с идиотом" Шнитке, "Граф Калиостро" Таривердиева, "Бедная Лиза" Десятникова, "Рыжая лгунья и солдат" Ганелина, "Лебединая песня" Кобекина, "Бедные люди" Седельникова; старинные и малоизвестные европейские оперы – "Аптекарь" Гайдна, "Игра на воде" Бриттена и др.

С 2010 года театр установил традицию: каждый год в день рождения Мастера проводить ретроспективный показ его спектаклей. Руководство и творческий коллектив театра сохраняют имя основателя и следуют идеям, которые Борис Александрович Покровский завещал в своих многочисленных книгах и публикациях, бережно и тщательно восстанавливают наследие гениального режиссера для потомков. И ежегодный фестиваль спектаклей Бориса Покровского будет тому подтверждением.

 

Хронология постановок

  • 1972

    Р. Щедрин. "Не только любовь"
    Т. Хренников. "Много шума из-за… сердец"
    Д. Бортнянский. "Сокол Федерико дельи Альбериги"

  • 1974

    В. Пашкевич. "Скупой"
    А. Островский. "Голос земли"
    Г. Седельников. "Бедные люди"
    Д. Шостакович. "Нос"

  • 1975

    А. Кулыгин. "Виолинка"
    В.А. Моцарт. "Директор театра"
    Дж. Россини. "Брачный вексель"
    А. Холминов. "Шинель". "Коляска"

  • 1976

    Ф. Шуберт. "Близнецы"
    Й. Гайдн. "Аптекарь"
    А. Чайковский. "Дедушка смеется"

  • 1977

    В. Ганелин. "Рыжая лгунья и солдат"
    А. Холминов. "Двенадцатая серия"

  • 1978

    В. Пальчун. "Ночью..."
    И. Стравинский. "Похождения повесы"

  • 1979

    Б. Бриттен. "Давайте создадим оперу!"
    А. Журбин. "Луна и детектив"

  • 1980

    В. Кобекин. "Лебединая песня"
    В.А. Моцарт. "Час Моцарта"
    В. Кобекин. "Дневник сумасшедшего"
    Б. Бриттен. "Игра на воде"
    Л. Десятников. "Бедная Лиза"

  • 1981

    Н. Богословский. "Соль". Композиция "Слушайте музыку революции!". Исполнители — студенты ГИТИСа
    О. Тактакишвили. "Мусуси"
    К. Вайль. "Семь смертных грехов"
    Ж. Оффенбах и другие. "Час оперетты". Исполнители — студенты ГИТИСа

  • 1982

    Д. Ростовский. "Ростовское действо"
    Р. Роджерс. "Оклахома". Исполнители — студенты ГИТИСа
    И. Стравинский. "Вечер камерной музыки"
    Н. Богословский. "Балаганчик". "Незнакомка"
    Й. Гайдн. "Неожиданная встреча". Исполнители — студенты ГИТИСа
    В. Гаврилин. "Военные письма". "Альбомчик"

  • 1983

    Г.Ф. Телеман. "Пимпиноне"
    И. Пауэр. "Семейные контрапункты"
    И. Стравинский. "История солдата"
    И. Цеслюкевич. "Конец Казановы"
    М. Вайнберг. "Поздравляем!"
    Композиция "Ревю молодых"
    М. Таривердиев. "Граф Калиостро"

  • 1984

    А. Холминов. "Ванька". "Свадьба"
    К. Волков. "Живи и помни"

  • 1985

    В.А. Моцарт, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах. "Метаморфозы"
    А. Холминов. "Братья Карамазовы"
    Ш. Чалаев. "Читая дневники поэта"
    Д. Чимароза. "Дирижер оркестра"
    Д. Кривицкий. "Четыре портрета"
    М. Таривердиев. "Ожидание"
    Композиция "Композиторы улыбаются..."

  • 1986

    Т. Хренников. "Золотой теленок"
    Композиция "Играем Шостаковича"

  • 1987

    Д. Паизиелло. "Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность"
    В.А. Моцарт. "Дон Жуан, или Наказанный развратник"
    Б. Окуджава. "Музыка арбатского двора"
    Х.В. Глюк. "Эхо и Нарцисс". Исполнители — студенты ГИТИСа

  • 1988

    Г.Ф. Гендель. "Гименей"
    В. Пигузов. "Верую"

  • 1989

    М. Мусоргский, Г. Рождественский, В. Тарнопольский. Модест (Женитьба; Слово о Мусоргском; По прочтении музыкальных набросков М.Мусоргского)
    В.А. Моцарт. "Бастьен и Бастьенна"
    В. Кобекин. "Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана"

  • 1990

    Д. Шостакович. "Игроки". "Антиформалистический раек"
    С. Прокофьев. "Великан". Вокальные произведения разных лет

  • 1991

    И. Егиков. "Загадка императора" (Струфиан)
    М. Вайнберг. "Идиот"

  • 1992

    Э. Денисов. "Художник и четыре девочки"
    И. Стравинский. "Байка"
    А. Сальери. "Сначала музыка, потом слово"

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Государственный Академический Большой театр России Камерная сцена им. Б. А. Покровского

Раздел для сотрудников театра