Альтист Данилов

Александр Чайковский

Опера-фантасмагория в двух действиях.

Либретто Александра Чайковского по одноименному роману Владимира Орлова

16+

Вышедший в 1980 году роман Владимира Орлова «Альтист Данилов» произвел настоящий фурор. Историю, в которой сочетается красочное бытописание московской жизни и фантастика, острая социальная сатира и трогательный лиризм, читали и перечитывали, перевели на множество иностранных языков. Орлов позволил ворваться в будни советского человека сверхъестественным силам и благодаря тому, с каким мастерством он это сделал, о романе заговорили, как о продолжении линии «Мастера и Маргариты» Булгакова во второй половине ХХ века.

Тема «Альтиста Данилова» оказалась очень близка Александру Чайковскому. Длительный творческий союз связывает его с выдающимся музыкантом современности, альтистом Юрием Башметом, для которого были написаны Второй альтовый концерт, Баллада для альта с оркестром «Гарольд в России» и другие альтовые сочинения. Свою оперу композитор также посвятил Юрию Башмету.

История жизни «демона на договоре» Данилова полна контрастов: вечные хлопоты в оркестре, амбициозная бывшая жена Клавдия и нежная возлюбленная Наташа, загадочные «хлопобуды», купание в грозовых тучах над Останкино, гигантский синий бык, битва на ракетных установках с бывшим лицейским другом, демоном-асом Кармадоном… Демоническая сущность Данилова озаряет серые будни фантастическими всполохами, искажая пространство и время.

«Альтист Данилов» — это опера о музыке и музыкантах. В ней есть что-то от «Репетиции оркестра» Феллини, потому что и здесь оркестр — в центре действия, активный участник событий. На этом фоне разворачивается жизнь Данилова, получеловека–полудемона, главная страсть которого — музыка.

В спектакле виртуозно сплетаются в единую нить философия и сатира, инфернальные сцены в «Девятом слое» и социальные анекдоты, в которых мелькают «медийные» имена — Дэвид Бэкхем, Пэрис Хилтон и даже сам Юрий Башмет. Создатели оперы, однако, не забывают о том, что «Альтист Данилов» — это не только увлекательный сюжет и остроумные диалоги, это еще и размышление о сути творчества и о месте человека в музыкальном искусстве.

Опера «Альтист Данилов» написана Александром Чайковским специально для Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского.

Премьера состоялась 15 декабря 2012 года.

Продолжительность спектакля 2 ч. 45 мин.





Footer


ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Картина 1.
В Девятом Слое судят демона на договоре Данилова. В земной жизни он — альтист и композитор. Музыка составляет главный смысл его существования. Данилова обвиняют в том, что человеческое в нем возобладало над демоническим. Начинается просмотр материалов его жизни на Земле. Валентин Сергеевич выступает в роли главного обвинителя и комментатора.

Картина 2.

Театр. Репетиция оркестра

Будни театрального закулисья. Музыканты репетируют перед гастролями в Италию. Мелехин уговаривает Данилова сыграть на вечере в Лужковском институте скрипичные пьесы, которые написала машина, и знакомит его с активистками Катей и Наташей.

Картина 3.

Концерт в Лужковском институте

Данилов играет виртуозно и одухотворенно, превращая «музыку машины» в «человеческую». Во время концерта появляется Анастасия. Она сообщает, что на Землю в отпуск прибывает старый лицейский приятель Данилова Кармадон, которому нужно обеспечить отдых.

Картина 4.

У Хлопобудов

По просьбе своей бывшей жены Клавдии Данилов приходит в Настасьинский переулок, где располагается контора хлопобудов — общества хлопот о будущем, — чтобы отметиться в очереди. За неимением у Данилова денег на членский взнос, Клавдию переносят в конец списка. Председатель хлопобудов Ростовцев предлагает ему присоединиться к их движению.

Картина 5.

У Клавдии

Клавдия возмущена нерасторопностью Данилова, который не смог заплатить за нее, и сообщает ему, что выходит замуж за профессора Войнова.

Картина 6.

Улица. Данилов провожает Наташу

Данилов провожает Наташу домой. Она рассказывает ему о своей жизни. Около Наташиного дома Данилов обнаруживает, что у него пропал альт и замечает промелькнувшую фигуру Валентина Сергеевича. Вместе с Наташей он спешно возвращается к себе в Останкино.

Картина 7.

Квартира Данилова

Прибывает Кармадон. Он вернулся с планеты Бетамол в созвездии Волопаса, где несколько лет не спал, управляя снами ее молибденовых обитателей. Теперь он хочет отдохнуть на Земле и побыть Синим Быком.
Кармадон исчезает. По телевидению сообщают, что в оливковых рощах Испании обнаружен гигантский Синий Бык.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Картина 8.

Театр

В перерыве между репетициями Данилов показывает фрагменты своего нового сочинения. Земский рассказывает ему о своей музыкальной теории — «тишизме», в которой видит альтернативу традиционной музыке. Приходит композитор Переслегин и уговаривает Данилова исполнить свою новую симфонию с альтом. За ним появляется Клавдия. Она просит бывшего мужа серьезно отнестись к хлопобудам и достать ей билет на Синего Быка, которого привозят на ВДНХ. Данилов вспоминает о Кармадоне.

Картина 9.

Мадрид

Синий Бык спит на арене стадиона. Толпа гневных испанцев пытается его расшевелить. Данилов будит Кармадона и уговаривает его поскорее вернуться в Москву. Из газет Кармадон узнает о своем позоре: Синий Бык объявлен импотентом.

Картина 10.
Данилов возвращается в Москву. В театре встречаются Клавдия, Наташа и внезапно появившийся Кармадон. Он ухаживает за Наташей и увлекает всю компанию «на штурм московских ресторанов».

Картина 11.

В ресторане

Между Даниловым и Кармадоном происходит ссора из-за Наташи. Разгневанный Данилов рассказывает собравшимся о мужском фиаско Синего Быка. Кармадон оскорблен и вызывает Данилова на дуэль.

Картина 12.

Дуэль между Даниловым и Кармадоном

Кармадон стреляет не в свою очередь. Данилов ранен. Но Анастасия помогает ему выстоять и победить.

Картина 13.

Квартира Данилова.

Анастасия передает Данилову, что ему назначено время «Ч» и он должен явиться в Девять Слоев. По-прежнему любящая его, она предлагает ему остаться с ней и избежать суда. Данилов отказывается.

Картина 14.

Девять Слоев

Данилов вновь встречается с Кармадоном. Тот разжалован и выгнан из асов. Между ними происходит объяснение.
Данилов обнаруживает свой пропавший альт.

Картина 15.
Завершается суд. Валентин Сергеевич оглашает приговор: «Лишить Данилова сущности и память о нем вытоптать». Но с помощью Синего Быка Малибан и Новый Маргарит заставляют судей иначе посмотреть на дело Данилова. Обвинительный приговор отменен.

Картина 16.
К Данилову приходит Наташа. Он приоткрывает ей тайну своей жизни и предупреждает о тех опасностях, которые, возможно, ждут ее рядом с ним. Несмотря ни на что, Наташа хочет остаться с Даниловым и разделить с ним все его беды. Она лишь просит любимого не исчезать.

Постановочная группа

Михаил Кисляров

Владимир Агронский

Алексей Верещагин

Виктор Вольский

Ольга Ошкало

Владимир Ивакин

Ася Мухина

Алексей Верещагин

Валерий Федоренко

Сергей Ионин
Татьяна Мочалова
Лола Палыга
Анна Сальникова

Действующие лица и исполнители

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Государственный Академический Большой театр России Камерная сцена им. Б. А. Покровского

Раздел для сотрудников театра