• Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    Бег

Николай Сидельников

Опера в двух действиях, восьми снах.
Либретто Николая Сидельникова по одноименной пьесе Михаила Булгакова.
Редакция авторской партитуры для камерного состава оркестра Кирилла Уманского

16+

Опера «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова была впервые поставлена в Камерном музыкальном театре к 80-летию выдающегося русского композитора Николая Сидельникова (1930-1992), во многом недооцененного у себя в отечестве. Подобно Булгакову, Сидельникову не суждено было увидеть свое творение на сцене. Лишь спустя почти двадцать лет со дня смерти композитора одна из наиболее важных и значимых оперных партитур позднесоветской эпохи увидела, наконец, свет рампы.

«Опера “Бег” по Булгакову — произведение идеалиста, написанное в эпоху, когда театры перестали ставить современные оперы… Многочисленные ученики почитали Николая Сидельникова как «гуру», но его композиторская слава, несмотря на успех отдельных опусов, осталась в тени педагогической… Сколь бы серьезные жанры и сюжеты ни выбирал композитор, через них всегда проступали изысканно терпкие джазовые звучания, в которых чувствовался заграничный шик. Таков и «Бег» — творение консерваторского профессора с душою стиляги. /Петр Поспелов. «Ведомости»/

«Главная изюминка спектакля — «кинематографичность», не ослабевающая ни на миг по ходу развития действия. В нем философская «метафизика» пьесы Булгакова наполняется живым театральным реализмом, которому веришь безоговорочно». Игорь Корябин. «Театр»

В 2011 году опера «Бег» в постановке Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского была номинирована на национальную театральную премию «Золотая маска». В ежегодном опросе газеты «Культура» премьера «Бега» в Камерном музыкальном театре названа в ряду крупнейших событий московского сезона 2009/10.

Мировая премьера состоялась 29 апреля 2010 года.

Продолжительность спектакля 3 ч. 15 мин.

Footer

СОН ПЕРВЫЙ

Мне снился монастырь

Северная Таврия, октябрь 1920 года. Келья в монастырской церкви, слышен хор монахов. Здесь нашли приют скрывающиеся от красных беженцы, среди них Африкан, архиепископ Симферопольский и Карасу-Базарский. На скамейке лежит беременная Барабанчикова. В высоком игуменском кресле сидит Серафима, ей нездоровится. Рядом с ней Голубков. Не успели красноармейцы проверить документы, как в монастырь врываются белые во главе с полковником де Бризаром. Узнав его, Барабанчикова сбрасывает тряпье и перед всеми предстает… генерал Чарнота. Игумен призывает Африкана и Чарноту встать на защиту России, но Африкан предпочитает спасаться бегством. Серафима бредит. Голубков умоляет Чарноту взять их с собой. Все исчезают. Монахи моляться.

СОН ВТОРОЙ

Сны мои становятся все тяжелее…

Крым, начало ноября 1920 года. Зал станции превращен в штаб белых. За столом сидит генерал Хлудов. Он чем-то серьёзно болен. Корзухин, товарищ министра торговли, муж Серафимы, просит протолкнуть в Севастополь вагоны с ценным пушным товаром. Вместо помощи Хлудов приказывает сжечь груз. Появляются главнокомандующий и Африкан. Хлудов сообщает им о взятии большевиками Крыма. Врывается Серафима. Она обвиняет Хлудова в жестокости и бездействии. Голубков пытается её успокоить. Хлудов предлагает Корзухину признать в Серафиме свою жену, но тот отрекается от неё. Серафиму и Голубкова обвиняют в пособничестве красным. Всё время молчавший вестовой Крапилин выплёскивает внезапный гнев на Хлудова, но затем, испугавшись собственных слов, молит о пощаде. Хлудов приказывает повесить Крапилина.

СОН ТРЕТИЙ

...Игла светит во сне…

Начальник контрразведки Тихий, принуждает Голубкова написать донос на Серафиму. В состоянии полузабытия Голубков подчиняется. Тихий и его помощник Скунский надеются получить крупную сумму от Корзухина за компромат на его жену. Вводят Серафиму. Показания Голубкова приводят её в отчаянье. Она горячо протестует. Неожиданно появившийся Чарнота спасает Серафиму.

СОН ЧЕТВЕРТЫЙ

…и множество разноплеменных людей вышли с ними…

Хлудов один. Всё кончено. Остается одно – бежать! Но куда? В состоянии близком к самоубийству Хлудов беседует с призраком. Внезапно появившийся Голубков умоляет Хлудова взять его с собой в Константинополь. Быть может там его Серафима.

СОН ПЯТЫЙ

…Янычар сбоит!

Константинополь, лето 1921 года. Чарнота безуспешно пытается наладить торговлю самодельными игрушками... Начинаются тараканьи бега. Чарнота вовлечен в азарт игры. Он продает серебряные газыри и ставит все полученные деньги на фаворита Янычара. Собирается народ. Крик "Янычар сбоит!" означает для Чарноты крах всех надежд. Он и другие проигравшие подозревают Тараканьего царя Артурку в мошенничестве. Завязывается потасовка.

СОН ШЕСТОЙ

Разлука ты, разлука!..

Чарнота неумело пытается убедить Люську в пропаже газырей. Уставшая от хронического безденежья Люська, в пылу ссоры признается, что кормит генерала и Серафиму заработками от проституции. Услышав обвинение Серафима, в отчаянье, сама решается пойти на панель... Появляется Голубков. Его первый вопрос о Серафиме. Серафима возвращается с греком-донжуаном. Голубков и Чарнота набрасываются на неудачливого любовника... Терпение Люськи лопнуло. Она объявляет о своём отъезде в Париж. Вслед за ней устремляются Голубков и Чарнота. Именно в Париже оба надеются разбогатеть. Внезапно появившейся Хлудов обещает Голубкову присмотреть за Серафимой и ссужает "джентльменов удачи" деньгами.

СОН СЕДЬМОЙ

…Три карты, три карты, три карты!..

Париж, осень 1921 года. Странного вида господа появляются в апартаментах преуспевающего бизнесмена Корзухина. Это – в до крайности поношенном сюртуке Голубков и уж совсем в одних кальсонах Чарнота. Корзухин хочет выпроводить незадачливых соотечественников. Но не тут-то было. Заприметив карты, Чарнота предлагает Корзухину сыграть и выигрывает у азартного Парамоши солидную сумму. Ополоумевший от огромного проигрыша Корзухин пытается любой ценой вернуть деньги. На его крики появляется Люська. Чарнота поражен. Неожиданно Люська занимает сторону непрошенных гостей и убеждает Корзухина смириться. Голубков и Чарнота уходят.

СОН ВОСЬМОЙ

…Жили двенадцать разбойников…

Константинополь, осень 1921 года. Хлудов один. Он снова разговаривает с призраком вестового... Неожиданно вваливаются Чарнота и Голубков. Воодушевленные счастливой встречей, все начинают мечтать о будущем. Серафима и Голубков решаются вместе вернуться в Россию. Чарнота уговаривает Хлудова остаться с ним в Константинополе.

Сон заканчивается.

Театр Покровского Бег

Серафима - И.Курманова

Театр Покровского Бег

Чарнота - В.Боровков, Люська - Е.Андреева

Театр Покровского Бег

Серафима - Е.Большакова, Голубков - Л.Казачков

Театр Покровского Бег

Голубков - И.Вялых, Грек-донжуан - В.Родин

Театр Покровского Бег

Корзухин - Б.Молчанов

Театр Покровского Бег

Сцена из спектакля

Театр Покровского Бег

Люська - И.Алексеенко, Корзухин - Б.Молчанов

Театр Покровского Бег

Чарнота - Р.Шевчук, Мальчишка - И.Пьянова

Театр Покровского Бег

Голубков - И.Вялых

Театр Покровского Бег

Главнокомандующий - С.Байков, Хлудов - Г.Юкавский

Театр Покровского Бег

Люська - А.Мартынова

Театр Покровского Бег

Чарнота - Р.Шевчук, Хлудов - Г.Юкавский

Постановочная группа

Действующие лица и исполнители

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Государственный Академический Большой театр России Камерная сцена им. Б. А. Покровского

Раздел для сотрудников театра