• Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    Холстомер

Владимир Кобекин

История лошади
Опера в двух действиях
Либретто Владимира Кобекина по одноименной повести Льва Толстого

16+

"Спектакль “Холстомер” — это история лошади, исповедь старого мерина перед своими собратьями, табуном молодых, здоровых и сильных. Табун и личность, молодость и старость, любовь, преданность и предательство — всё это так тесно переплетено между собой. И лошади похожи на людей, и в людях есть что-то лошадиное. Радость и счастье уступают место печали и горести. Но продолжается жизнь, и "бьёт копытом" энергия молодости. Реквием и гимн в этой опере, которая по своей пластике, энергетике и обилию танцевальных номеров сродни мюзиклу, звучат воедино", - режиссер-постановщик Михаил Кисляров

Историю о пегом мерине по кличке Холстомер еще в 1860 году Толстому рассказал известный коннозаводчик А. Стахович. Над этим сюжетом работал его брат, Михаил Александрович Стахович — поэт, автор популярной некогда пьесы "Ночное" и политический деятель, трагически убитый в 1858 году. Тема заинтересовала Толстого, и в 1861 году он начал писать повесть. Но, вероятно, полностью занятый "Войной и миром", он отложил ее, и вернулся к тексту лишь в 1885 году.

В "истории лошади" Л. Толстого — история человеческой жизни. Повесть была закончена в 1886 году и относится к произведениям, созданным писателем после глубокого кризиса и переосмысления им многих земных ценностей.

Это произведение не раз привлекало внимание людей театра. Выдающуюся сценическую интерпретацию повести в 1975 году создали на сцене ленинградского Большого драматического театра режиссеры Георгий Товстоногов и Марк Розовский, где главную роль блестяще исполнил Евгений Лебедев.

"Холстомер" Владимира Кобекина, одного из самых исполняемых современных российских композиторов, трижды лауреата премии "Золотая маска", представляет собой новое прочтение шедевра Толстого. Это поистине русская опера, вобравшая в себя лучшие национальные традиции от Глинки до Стравинского и Шостаковича. Колорит ее музыки удивительно соответствует народным образам повести и отражается в широких мелодиях: таких, кажется порой, знакомых, и в то же время звучащих современно. На этом поэтичном фоне сюжет разворачивается динамично и остро. Кобекин — чуткий и опытный драматург — умело расставляет акценты, заставляя зрителей на одном дыхании переживать полную радостей и разочарований судьбу Холстомера.

Опера была закончена композитором в 2012 году и оркестрована специально для Камерного музыкального театра, который представляет мировую премьеру этого сочинения.

Премьера состоялась 1 октября 2012 года.

Продолжительность спектакля 2 ч. 30 мин.

Footer

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

На поле резвится табун молодых лошадей. Среди них — старый пегий мерин по прозвищу Холстомер. Молодежь издевается над его жалкой старостью. В ответ Холстомер рассказывает им историю своей жизни.

Он появился на свет на знаменитом конном заводе Генерала, и по родословной не было лошади лучше его. Холстомер был хорош: силен и трудолюбив, и прозвище свое получил за размашистый и резвый ход, равного которому не было в России. Но он родился пегим и за эту свою пежину стал изгоем. Когда Холстомер подрос и влюбился в Молодую кобылку, его безжалостно охолостили, сделав мерином.

Однажды в гости к Генералу приехал его друг князь Серпуховский. Хозяин демонстрировал своих лошадей. Конюх Тарас забавы ради попросил испытать в забеге и Холстомера. Пегий мерин обошел лучшего жеребца по кличке Лебедь. Разгневанный Генерал хотел прогнать Тараса, но князь с удовольствием купил Холстомера вместе с конюхом.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Годы, проведенные у князя Серпуховского — красавца, влюбленного в себя и житейские наслаждения, — были лучшими в жизни Холстомера. Он гордился любовью князя, ценил заботу Тараса, но никак не мог понять, как одно живое существо может принадлежать другому? Почему люди так любят говорить «мое» и стремятся как можно больше вещей назвать «своими»?

Почти каждый день они ездили к Матье, любовнице Серпуховского. Но однажды на Масленицу, когда князь праздновал победу Холстомера на скачках, та сбежала с молодым уланом. Серпуховский бросился в погоню и двадцать пять верст без отдыха гнал лошадь, пока не настиг изменницу. Загнанный мерин навсегда потерял свою силу. Ослабевший, он уже не был нужен князю. Несколько лет его сбывали с рук на руки, пока, больной и чахлый, он волею судеб не попал обратно к Генералу.

Сюда же вновь приезжает постаревший и обрюзгший князь Серпуховский. Генерал, как и раньше, хвастает своим конным заводом, и оба они вспоминают о своем счастливом прошлом. Неожиданно Серпуховский видит пегого мерина, но в старой больной лошади не узнает своего верного друга.

Конюх сообщает Генералу, что Холстомер болен коростой, и тот велит его зарезать. Приходит драч: это Тарас. В отличие от князя, он узнал Холстомера и с тоской оплакивает его несчастную, ни за что загубленную жизнь. По иронии судьбы именно он, кто так любил пегаша и заботился о нем, стал его палачом.

Театр Покровского Холстомер

Старый Холстомер - А. Морозов

Театр Покровского Холстомер

Сцена из спектакля

Молодой Холстомер - А. Полковников, Молодая кобылка - Е. Ферзба

Театр Покровского Холстомер

Сцена из спектакля

Театр Покровского Холстомер

Сцена из спектакля

Театр Покровского Холстомер

Степан - А. Захаров, Молодой Холстомер - А. Полковников, Тарас - П. Паремузов

Театр Покровского Холстомер

Тарас - П. Паремузов

Театр Покровского Холстомер

Князь - И. Вялых, Матье - Е. Большакова

Сцена из спектакля

Театр Покровского Холстомер

Князь - И. Вялых, Тарас - П. Паремузов

Театр Покровского Холстомер

Матье - Е. Большакова

Театр Покровского Холстомер

Старый Холстомер - А. Морозов

Постановочная группа

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Государственный Академический Большой театр России Камерная сцена им. Б. А. Покровского

Раздел для сотрудников театра