• Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    Милосердие Тита

Вольфганг Амадей Моцарт

Опера-сериа в двух действиях
Итальянское либретто К. Маццола по тексту П. Метастазио
Исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами

12+

Вольфганг Амадей Моцарт сочиняет "Милосердие Тита" (La clemenza di Tito) в 1791 году за несколько месяцев до смерти, причем сочиняет в кратчайший срок по случаю восхождения Леопольда II на богемский трон. Известно, что эта опера нанесла серьезный удар по самолюбию его знаменитого в свое время соперника – итальянца Антонио Сальери, который отказался от заказа из-за слишком сжатых сроков; Моцарт же справился с этим. Первый биограф Моцарта Франц Ксавер Нимечек отмечает, что "в ней есть несуетная величественность, которая мягко, но оттого не менее глубоко воздействует на чувствительную душу".

Идея новой постановки на итальянском языке не самой известной в России оперы венского классика принадлежит музыкальному руководителю театра, народному артисту СССР Геннадию Рождественскому, который пригласил к сотрудничеству дирижера-постановщика Игната Солженицына; позже к проекту присоединился режиссер-постановщик Игорь Ушаков. Немаловажную роль в спектакле играет визуальная составляющая: художник-постановщик Теодор Тэжик известен своими новаторскими концепциями.

Игорь Ушаков: "Я избегаю высказываться по поводу концепции спектакля, потому что это ведет к однозначности восприятия. Мы пытаемся рассказать эту историю, поворачивая ее чуть вправо или чуть влево, не кардинально, не меняя сути произведения, но стараемся посмотреть на сюжет с точки зрения нашего времени. На мой взгляд, в этой опере нет подводных течений, скрытых смыслов. Она об идеальной дружбе и идеальной любви, о предательстве дружбы и предательстве любви и стоящем над всем этим милосердии".

Либреттист Катерино Маццола переработал чрезвычайно популярный в свое время текст Пьетро Метастазио (среди других на него писали Кристоф Виллибальд Глюк, Иоганн Кристоф Бах, Доменико Скарлатти), сократив три акта до двух, добавив ансамблевые номера и усилив динамизм действия. Оперу seria оживили черты buffa, но общая атмосфера "серьезной" оперы сохранилась.

Музыковеды Павел Луцкер и Ирина Сусидко считают, что по отношению к своим зрелым венским операм Моцарт как бы идет вспять, стремясь поднять сольное пение на прежнюю высоту – в полном соответствии с нормами оперы seria. Вместе с тем дирижер Николаус Арнонкур усматривает в "Милосердии Тита" и дорогу в будущее. По его мысли, таким был бы путь Моцарта в области музыкальных драм XIX века: здесь он находит музыкально-драматические эффекты, которые вновь появятся только у раннего Верди.

Премьера состоялась 8 марта 2017 года.

Продолжительность спектакля 2 ч. 10 мин.

Театр Покровского Милосердие Тита

Вителлия - Т. Федотова, Секст - В. Преображенская. "Милосердие Тита"

Театр Покровского Милосердие Тита

Сцена из спектакля. Публий - К.Филин

Театр Покровского Милосердие Тита

Тит - С. Годин, Анний - У. Разумная

Театр Покровского Милосердие Тита

Анний - З. Рубинова Вителлия - А. Семенюк

Театр Покровского Милосердие Тита

Тит - С. Годин, Публий - К. Филин

Театр Покровского Черевички

Публий - К. Филин, Анний - У. Разумная, Сервилия - Н. Риттер

Театр Покровского Милосердие Тита

Вителлия - Т. Федотова

Театр Покровского Милосердие Тита

Секст - В. Преображенская, Вителлия - Т. Федотова.

Театр Покровского Милосердие Тита

Сцена из спектакля

Театр Покровского Милосердие Тита

Вителлия - Т. Федотова

Театр Покровского Милосердие Тита

Cцена из спектакля

Театр Покровского Милосердие Тита

Тит — С. Годин

Постановочная группа

Действующие лица и исполнители

Пресса

Мария Тарасова, Thewallmagazine.ru, 09 марта 2017 г.

Милосердие и не только…

Поздравления в честь Международных праздников в  разнообразных сферах общественной жизни происходят по-разному. В Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского 8 марта – Международный Женский день совпал с премьерой оперы Иоганна Хризостома Вольфганга Теофила Моцарта"Милосердие Тита". По случайному стечению обстоятельств премьера на сцене театра произошла спустя 200 лет с премьеры этого произведения в России и стала поднятием из глубины забвения оперы, исполнявшейся многие года лишь в концертном исполнении. Этот факт удивителен, ведь в Венской опереи в Метрополитен-опера"Милосердие" уже много лет занимает одно из основных мест в репертуаре. Раннее мы уже писали о первой"взрослой" опере композитора, познакомиться с которой возможно также на сцене Камерного театра, теперь описываем и оцениваем последнюю оперу В.А. Моцарта, написанную им за пару месяцев до смерти в рекордно короткие сроки – 18 дней.

Сюжет оперы основывается на исторических событиях, происходивших в начале правления римского императора Тита. Тит Флавий Веспасиан Младший правил в Риме с 79 по 81 гг. и запомнился в памяти потомков как"милосердный император", что связано со спокойным правлением, отсутствием войн и политических конфликтов. Образ императора был заимствован Пьетро Метастазио для написания популярной пьесы, которая с определенными сокращениями и изменениями легла в основу либретто оперы Моцарта.

"Благодаря сокращениям фабула развивалась быстрее, и композитор смог сосредоточить усилия на двух любовных линиях, а также ввести в оперу большее количество ансамблевых и хоровых моментов".

Последняя опера Моцарта начинается с увертюры, по музыке и строению очень похожая на"Идоменея", однако лучше обработанная и отличается более блестящим и современным героизмом. Сходство опер наблюдается также в применении итальянской манеры построения арий, хотя и различных по своему внутреннему содержанию. В первой больше драматической выразительности, зато в"Милосердии" каждый номер стремится к идеальности характера, передаваемый грациозно и мягко труппой театра им. Б. Покровского.

"Создается впечатление, что с первых нот композитор пытался передать Триумф Рима, его величественность и непостижимую красоту"

Помимо вечных тем: любви, дружбы, преданности, мести и ненависти, в венце своего оперного творчества композитор поднял проблему"идеального правителя", который может преступить законы и нравы общества ради дружбы и возможности оставить лучшие воспоминания у последующих поколений. В последнем видит актуальность произведения для нашей страны режиссёр-постановщик оперы Игорь Ушаков. Для того, чтобы зритель смог сконцентрироваться на музыкальной ткани оперы и прочувствовать как неповторимые гармонические обороты, так и скрытый за прямыми словесными формулировками смысл, за основу оформления был взят идеально белый цвет. Символ чистоты и невинности души также передается в костюмах Теодора Тэжика, гармонично смотревшихся в белоснежных декорациях. Цветовая гамма на сцене изменялась лишь в конце первого действия, когда с помощью красной подсветки передавался пылающий Колизей, ставший безжалостной целью заговорщиков.

Вынесенный в заглавие герой оперы – император Тит, исполненный Сергеем Годинымв лучших традициях барочных опер Генделя, во время обоих действий отодвинут на второй план и играет скорее фоновую роль, определяющую время событий и причины поступков иных героев. Исключением является три арии Тита, в которых раскрываются внутренние переживания императора, его размышления о римском народе и будущем государства. Основными персонажами являются ближайший друг Тита – Секст (Виктория Преображенская) и Вителлия (Татьяна Федотова) – виновница всех трагичных событий.

Виктория смогла передать всю палитру переживаний и мучений своего персонажа: противоборство любви к женщине и преданности императору, необходимость сделать выбор и с достоинством принять наказание. Вителлия, вначале представлявшаяся"чудовищем", способным из-за ревности и жажды власти пойти на манипулирование любящим её человека, в конце второго действия в развёрнутой арии предстаёт совершенно иным человеком: способным на сострадание и сочувствие. В конце героиня Татьяны как бы перерождается и старается исправить совершённые раннее ошибки.

"Характеру Секста посвящена большая часть музыкальных номеров, постепенно слушателям открываются новые грани героя, становятся понятными терзания, сковавшие душу юного друга Цезаря"

Не менее важным героем оперы является народ Рима, отражающий общее настроение общества. Хоровые моменты сопровождают величие нового императора, моменты страдания Тита и Секста и развязку событий. Камерный театр задействовал в хоре солистов, что стало новаторством постановщиков и не могло не сказаться на высоком уровне исполнения, вокальной точности передаваемых номеров. Особую роль при этом играло взаимодействие между дирижёром, оркестром и хором. Игнат Солженицын (дирижёр-постановщик оперы) смог чутко руководить оркестром, показывая при этом детали солистам. Это приводило к точности воспроизведения партитуры гения и вызывало неописуемый восторг у зрителей.

Постановка очередной малоизвестной широкому кругу оперы, являющейся шедевром оперного искусства, стала настоящим успехом Камерного театра."Милосердие Тита" не только может претендовать на успех и любовь московской публики, но и на уважение среди артистов театра, ведь Моцарт предоставил огромный материал для совершенствования исполнительского мастерства и актерского искусства.

Юлия Бедерова, Коммерсантъ, 10 марта 2017 г.

Каждому по "Титу"

Опера Моцарта в Камерном музыкальном театре имени Покровского

Милосердие Тита", сочиненное Моцартом в 1791 году частично в дороге за 18 дней для пражской коронации императора Леопольда II, долгое время считалось формальной отпиской композитора в старомодном жанре оперы-сериа. Без претензий на новизну и музыкально-драматическую уникальность, хотя и выполненной тонко и изящно. Либретто Катерино Маццолы на основе популярного текста Пьетро Метастазио (о благородстве и мудрости Тита написаны десятки опер, в том числе Глюком) и структура номерной оперы, трагические обстоятельства фабулы и счастливый финал — все долго говорило о том, что "Милосердие" не более чем замечательная музыка по официальному случаю.

Однако в последние десятилетия XX века и в веке XXI в моцартовской партитуре стала слышна загадочная двойственность. Ее элегантная структура теперь воспринимается как мягко, но серьезно реформированный жанр музыкальной драмы. А гармоничный облик арий и ансамблей слышится как сумрачный, отмеченный печалью и тревогой двойник традиционной формы. После знаменитого спектакля Жан-Пьера Поннеля, ставшего одной из эмблем оперных 1970-х и придавшего "Милосердию" новое театральное звучание, моцартовский Тит представал и слабым, и нервным, и заносчивым, и трагическим, и смешным, и тираном, и христианином, и любовником, и статуей. Он давал повод для театральных рассуждений о природе власти и столь же убедительно — о странностях сокрушительной любви. За партитуру брались многие дирижеры и режиссеры, в том числе Джеймс Ливайн, Николаус Арнонкур, Джон Элиот Гардинер, Вилли Деккер, Урсель и Карл-Эрнст Херрман. Летом своего "Тита" показывает Питер Селларс в паре с Теодором Курентзисом на Зальцбургском фестивале, а предыдущая зальцбургская интерпретация спектакль Мартина Кушея 2003 года заставил говорить об обреченности и безумии милосердного Тита, прощающего всех и остающегося в смертельном одиночестве, и о патологии нормальности. А еще — снова, в который раз, о красоте особой горечи, спрятанной у позднего Моцарта под маской холодновато-отстраненной нормативности заказной оперы-сериа в честь заступающего на чешский престол монарха. Но все эти повороты актуальной театральной истории "Милосердия" не имеют почти никакого отношения к русской сцене.

В современной России "Тит" ставился лишь однажды: на залитой водой сцене зала Чайковского театр "Геликон" и Дмитрий Бертман показали скорее полуконцертную версию, нежели полноформатную театральную постановку. В прошлом сезоне в Московской филармонии "Милосердие" прозвучало в превосходном исполнении русских музыкантов и зарубежных солистов под управлением Стефано Монтанари в таком роскошном концертном исполнении, что казалось — этот "Тит" вообще не нуждается в дополнительных театральных средствах. В Камерном музыкальном театре, напротив, без них не обошлось. 

И все же версия Игоря Ушакова - Игната Солженицына выдержана скорее в концертной эстетике. Сценография Теодора Тэжика при всей геометричности уютно обнимает лаконичную сцену, а белые поверхности выступают стерильными, концертными подмостками. Рисунок мизансцен старательно перенимает стиль и позы у римского искусства, а многослойность тревожно-идеального мира "Тита" не столько интерпретируется, сколько подразумевается...

Источник: www.kommersant.ru/doc/3235877

Петр Поспелов, Ведомости, 10 марта 2017 г.

В Камерном театре Покровского поставили "Милосердие Тита" Моцарта

 Дирижер Игнат Солженицын вывел труппу на новый уровень

Оперный театр на Никольской улице, которым руководит выдающийся дирижер Геннадий Рождественский, в последние годы привлекал к себе внимание необычным репертуаром, однако не всегда радовал совершенством его музыкального воплощения. Новая работа – признак серьезного качественного скачка.

Рождественский пригласил к работе над постановкой "Милосердия Тита" дирижера Игната Солженицына, который привез с собой заокеанский стиль исполнения Моцарта – не склонный к догмам аутентистов, однако покоящийся на добродетелях стройности и точности. С первых же тактов увертюры оркестр заиграл так, словно его подменили – энергично, уверенно, а вместе с тем сбалансированно и прозрачно. Хор, по обыкновению состоящий из солистов театра, звучал не как набор солистов, а именно как хор (хормейстер – Алексей Верещагин), полнозвучно, едино и легко, впечатляя не столько громогласием, сколько мягкой краской.

Соревнование по сотрясению воздуха, нередкое на спектаклях театра, среди солистов на сей раз не проводилось. И хотя в дальнобойных качествах голосов усомниться не пришлось, вокальные работы оставили впечатление прежде всего поиском гармонии. Многое, хотя и далеко не все, удалось тенору Сергею Годину и сопрано Анне Бауман в сложных партиях милосердного Тита и фуриозной Вителлии. Легкое сопрано Екатерины Ферзбы подошло искренней Сервилии, чуть высоковата пришлась партия взволнованного Анния альту Ульяны Разумной, достойно спел верного Публия баритон Кирилл Филин. А лучше всех оказалась Мария Патрушева, чей альт прекрасно передал эмоциональное богатство и непростую палитру нюансов партии мятущегося Секста.

Такого Моцарта в Камерной опере Покровского еще не было. Игнату Солженицыну и его музыкантам удалось воплотить архитектонику, высокий строй чувств и актуальную старомодность одной из последних моцартовских партитур...

Источник: www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/03/10/680563-teatre

Александр Матусевич, Культура, 17.03.2017

Тит и миф

 Камерный музыкальный театр Бориса Покровского обратился к "Милосердию Тита".

 Еще при жизни Бориса Александровича его театр считался, и по праву, самым моцартианским в Москве. В других оперных домах зальцбургский гений либо вовсе отсутствовал, либо был представлен единичными постановками. Тут же охотно брались как за большие, полномасштабные опусы ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Так поступают все женщины"), так и за милые безделушки ("Директор театра", "Бастьенн и Бастьенна"). В последние годы в столице с Моцартом стало гораздо лучше, но Театр Покровского, тем не менее, не утратил своего статуса. Когда прочие ставят Моцарта расхожего, здесь осваивают раритетного. Недавним таким опытом был "Идоменей" в необычной редакции Рихарда Штрауса, теперь взялись за "Милосердие Тита". Эта официозная опера, написанная по случаю венчания чешской короной германского императора Леопольда II, не слишком часто появляется на афишах театров мира. В России же о ней не вспоминали неприлично долго. Хотя русская премьера состоялась в Петербурге еще в 1817 году, причем силами не итальянской труппы, а отечественных певцов, репертуарной она не стала. Последний раз в связи с юбилеем композитора в 2006-м к ней обращался "Геликон", перенеся на один вечер в Зал Чайковского постановку Дмитрия Бертмана, сделанную для фестиваля в испанской Мериде. Одно из поздних произведений Моцарта разительно отличается от вещей, по которым мы привыкли судить о блестящем музыканте. Прежде всего от его великих опер зрелого периода, где, несмотря на нереволюционность моцартовского мелодического языка, много психологической правды и предромантической выразительности, гораздо более понятной нам, нежели язык барочного театра.

В "Милосердии" зальцбургский гений как бы оборачивается назад — и к собственным ранним опытам, когда он всецело творил в эстетике оперы-сериа, и к прошлому музыкального театра как таковому. Несмотря на некоторые усовершенствования (не три акта, а два, не 25 сольных арий, а всего 11, наличие многочисленных ансамблей и хоров, нехарактерных для барокко), все же "Милосердие" — образцовая опера-сериа, архаичная по структуре, схематизированная по драматургии и в целом не слишком живая. Как и многие подобные произведения, она базируется на мифах и лишена исторической подлинности: кровавый усмиритель Иудейского восстания и разрушитель Иерусалимского храма римский император Тит предстает здесь примером милосердного повелителя. Откуда такая "неправда"? Скорее оттого, что проблематика идеального правления волновала умы эпохи Просвещения гораздо больше соответствия историческим фактам. 

Театр Покровского не стал превращать строгую и несколько ходульную оперу в яркое шоу, что сегодня часто делают с опусами барокко. Визуальный образ ее аскетичен. Художник Теодор Тэжик одевает сцену и артистов сплошь в белое. Тотальная белизна подчеркивается редкими вкраплениями черного и серого в костюмах. А еще — резким затемнением, как в минуты колебаний и сомнений Тита, когда его идеально устроенное "просвещенческое" царство оказывается под угрозой.

Режиссура Игоря Ушакова, принявшего спектакль на бегу, после вынужденного выхода из проекта бывшего главного режиссера театра Михаила Кислярова, скупа и не цветиста. Минимум движений, картинно застывшие позы героев — все это логично дополняет слепящую белизну, оставляя ощущение некоего стерильного, идеального и оттого неживого локуса. Словно ты — в музее, среди беломраморных античных статуй. Если свою предыдущую постановку о древнеримских временах — "Сервилию" Римского-Корсакова — Камерный делал максимально реалистичной, то моцартовский опус про приблизительно ту же эпоху подан предельно условно, обобщенно и схематично.

Когда на сцене не слишком занимательно, волей-неволей концентрируешься на музыке. Здесь у театра много удач. Прежде всего утонченный, кружевной оркестр под управлением приглашенного маэстро Игната Солженицына. С пением менее радужно, хотя есть работы впечатляющие. Конечно, это властная интриганка Вителлия в исполнении умелой Татьяны Федотовой, владеющей искусством выразительной фразировки. Хороша молодая солистка Наталья Риттер со свежим и пластичным голосом в партии нежной Сервилии. Обе травестийные роли — Секста и Анния — поют дамы (Виктория Преображенская и Ирина Кокоринова), а не контратеноры, как сейчас все чаще принято, и делают это достойно. Усмиряет свой звучный, "жирный" бас Алексей Смирнов и изящно выводит рулады в партии префекта Публия. Лишь Игорю Вялых не хватает виртуозности в колоратурах и умеренности в кульминациях — оттого его Тит несколько выбивается из общей эстетики спектакля.

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Государственный Академический Большой театр России Камерная сцена им. Б. А. Покровского

Раздел для сотрудников театра