• Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    Сорочинская ярмарка

Модест Мусоргский

Опера в трех действиях, четырех картинах, с одним антрактом
по одноименной повести Н.В. Гоголя
Музыкальная редакция В.Я. Шебалина

12+

Ночь на Лысой горе, Красная свитка и прочая чертовщина, пронизанная неповторимым малороссийским колоритом и особенным, чисто гоголевским юмором - таков фон, на котором расцветает любовь Грицько и Параси, героев "Сорочинской ярмарки", повести из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки", положенной на музыку гениальным Мусоргским. Не завершенная рано ушедшим композитором, "Сорочинская ярмарка" знавала немало попыток придать ей законченный вид, но только редакция Виссариона Шебалина (выполненная на основе исследовательской работы Павла Ламма, кропотливо восстановившего и опубликовавшего весь сохранившийся авторский текст вместе со всеми вариантами и черновыми набросками) оказалась по-настоящему жизнеспособной.

Борис Александрович Покровский очень любил Гоголя и преклонялся перед Мусоргским. "Сорочинская ярмарка", бесспорно, принадлежит к лучшим режиссерским работам Мастера последнего периода его творчества. За этот спектакль Камерный музыкальный театр получил Государственную премию России.

Премьера состоялась 14 июня 2000 года.

Премьера возобновления 22 сентября 2018 г.

Продолжительность спектакля 2 ч.

Footer

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Веселым колесом вращается жизнь на ярмарке, куда приезжает Черевик со своей женой Хиврей и дочерью Парасей. Пока Черевик пытается продать свою кобылу и пшеницу, Парася знакомится с молодым парубком Грицько.

Перед молодыми людьми вырастает Черевик. Он недоволен ухаживаниями парубка. Но узнав, что это сын его старинного приятеля Охрима Голопупенко, Черевик принимает Грицько с распростертыми объятьями и соглашается отдать за него дочь. Получив магарыч, Черевик направляется в шинок.

Тем временем по ярмарке проносится слух о таинственной "красной свитке", якобы разыскиваемой самим чертом...

Вечер. Из шинка выходят Черевик и Кум и затягивают песню. Появляется грозная Хивря: свадьба Параси с "каким-то голодранцем" ее совсем не устраивает. Спорить с Хиврей бесполезно - свадьба расстраивается. Опечален Черевик. Негодует и горюет Грицько. Цыган берется уладить дело, если парубок дешево продаст ему своих волов.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Хата кума, где остановился приехавший на ярмарку Черевик. Хивря хлопочет у печи, поругивая спящего мужа. Она с нетерпением ожидает в гости Афанасия Ивановича, поповича. С проснувшимся Черевиком Хивря затевает ссору и выгоняет его на всю ночь из хаты стеречь кобылу и пшеницу.

Приходит Афанасий Иванович. Хивря заботливо ухаживает за гостем. Но недолго длится их приятная беседа. Раздается стук в ворота. Хивря прячет гостя на полатях и открывает двери.

Входят кум и Черевик с гостями. Они обеспокоены слухами - на ярмарке объявилась "красная свитка", кое-кто даже видел черта со свиным рылом, искавшего свитку на возах. Гости пытаются храбриться, но им это не очень-то удается. Чтобы прибавить уверенности себе и другим, Черевик со смехом приглашает красную свитку в хату. Гости просят Кума рассказать историю про черта и его таинственную "красную свитку". Только рассказ окончен, как в окне появляется "страшная образина". Поднимается паника. Попович валится с полатей. Все разбегаются "в непобедимом страхе".

КАРТИНА ТРЕТЬЯ Третья картина Черевик и Кум бегут по улице. Парубки во главе с Цыганом связывают их и обвиняют в краже. Никаких оправданий они не желают слушать. Появляется Грицько. Он предлагает освободить Черевика, но с условием - получить в жены Парасю. Черевик с радостью соглашается и обещает завтра же устроить свадьбу.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ Парася тоскует о милом парубке и запевает грустную думку. Но постепенно печаль рассеивается, песня юной красавицы становится все веселее, и к ней присоединяется Черевик. Появляются Кум, Грицько и свадебные гости. Черевик благословляет молодых. Когда возвращается разгневанная Хивря и пытается помешать свадьбе, Цыган с парубками хватают ее и со смехом уносят. Начинается всеобщее веселье.

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Сцена из спектакля

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Черевик - В.Боровков, Грицько - Л.Казачков

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Афанасий Иванович - В.Родин, Хивря - В.Преображенская

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Парася - О.Старухина, Грицько - А.Сулимов

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Хивря - Л.Колмакова, Цыган - Э.Ибраимов

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Сцена из спектакля

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Сцена из спектакля

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Хивря - О.Березанская, Черевик - Г.Юкавский, Цыган - В.Федоренко

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Сцена из спектакля

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Грицько - А.Сулимов, Черевик - Г.Юкавский, Парася - Ю.Моисеева

Театр Покровского Сорочинская ярмарка

Сцена из спектакля

Постановочная группа

Действующие лица и исполнители

Пресса

Александр Матусевич, газета "Культура", 27 сентября 2018 г.

В Большом торг уместен

22 сентября состоялся первый спектакль новой сцены Большого театра России — Камерной имени Бориса Покровского (бывший Камерный музыкальный театр).

Кроме логотипа Большого на фасаде, на номерках в гардеробе и на программках, пока никаких новшеств. Встречают в фойе те же люди, что и раньше, на сцене и в яме — те же артисты и музыканты Театра Покровского, афиша — вся целиком та, что была в самостоятельном коллективе. Кстати, благодаря этой реформе в Большой вернулись фактически молчаливо изгнанные оттуда спектакли Бориса Покровского — главного и самого знаменитого режиссера золотой его эпохи. Конечно, не те, что делал Борис Александрович когда-то для десятилетиями главного театра страны, а его камерные эксперименты, но все же хотя бы формально, но имя величайшего оперного творца России вновь значится в афише Большого.

Открытие Камерного в новом статусе, его своего рода ребрендинг, ознаменовалось возвращением в репертуар опять же постановки патриарха советской оперной режиссуры. «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского в версии 2000 года имела немалый успех на премьере почти двадцатилетней давности, стабильно собирая залы, и после паузы в несколько сезонов вновь заняла свое место на Никольской. Капитальное возобновление осуществили режиссер Игорь Меркулов и дирижер Алексей Верещагин.

Последняя опера великого композитора, как и многие другие его сочинения, осталась незавершенной. Тем не менее ее замысел хорошо известен. Это произведение для большой сцены, с хорами и людной массовкой (знаменитый торг в Сорочинцах должен быть показан с размахом), разудалыми малороссийскими плясками. Предназначено оно для больших голосов (например, главную басовую партию Солопия Черевика Модест Петрович писал для великого Осипа Петрова — первого Сусанина). Постановка ее в столь маленьком пространстве, каковое собой представляет Камерная сцена Покровского, в известной степени — компромисс и попытка «влезть не в свой размер». Еще сам Борис Александрович не раз сетовал на то, что великие русские классики XIX века не писали партитур камерного формата. Чувствуя эту противоречивость, мастер поставил «Сорочинскую» не вполне как оперу, а скорее как музыкально-драматический спектакль: музыкальный материал сильно купирован (четыре полноценные картины уложили в двухчасовой хронометраж), зато обильно звучит гоголевское слово — артисты вместо пения произносят пространные монологи.

Публика разделена на два сектора, восседает на вздымающихся ступенчатых подиумах по обе стороны от расположившегося в центре зала малороссийского местечка. Плетень с горшками на шестах и подсолнухи огораживают оркестр; музыканты одеты в вышиванки и свитки, дамы в венках с лентами (художник Станислав Бенедиктов). Невероятно красивы, ярки, праздничны костюмы солистов и хора — Малороссия предстает здесь раем, землей обетованной, где веселье и радость, незлобный юмор царят 24 часа в сутки. Такая безоблачная, светлая Украина, похоже, осталась нам только в воспоминаниях, запечатленных в художественных образах гениями русского искусства. От этого, равно как и от еще свежих воспоминаний о славном недавнем прошлом театра Покровского, первая премьера Камерной сцены прошла, несмотря на свой празднично-комический запал, в атмосфере ностальгии.

Великолепные артисты Покровского, как всегда, выразительны и объемны, каждая, самая незначительная роль сделана выпукло, вкусно. На первом показе тем не менее слегка улавливалось звенящее напряжение — словно сдача экзамена, подтверждение квалификации состоявшихся в другом формате артистов, вдруг неожиданно для самих себя превратившихся в солистов великодержавного Большого театра. Но они, безусловно, не подвели — себя и родной театр. Отыграли с душой, на максимальном эмоциональном взвинте.

Царственен и одновременно гротескно пародиен Черевик маститого Алексея Мочалова. Хивря Ольги Дейнеки-Бостон красотой и голосистостью вполне может соперничать со своей падчерицей Парасей в исполнении романтической Татьяны Конинской. Звучный и сочный тенор Игоря Вялых соловьем заливается в партии Грицька. Море обаяния у исполнителей небольших, но колоритных ролей — Романа Шевчука (Кум), Борислава Молчанова (Попович) и Кирилла Филина (Цыган).

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Государственный Академический Большой театр России Камерная сцена им. Б. А. Покровского

Раздел для сотрудников театра