Режиссеру Григорию Спектору — 90!

19 января свое 90-летие отмечает заслуженный деятель искусств России, режиссер, драматург, публицист, педагог РАТИ-ГИТИСа, музыкальный и театральный критик Григорий Владимирович Спектор.

Для нашего театра Григорий Владимирович Спектор — наставник и горячо любимый друг. Весь коллектив сердечно поздравляет его с юбилеем и желает счастья, крепкого здоровья и неиссякаемой творческой энергии!

В честь юбиляра театр показывает спектакль «Похождения повесы», над капитальным возобновлением которого в 2010 году Спектор работал в качестве режиссера, так как именно он работал с Покровским над постановкой оперы Стравинского на сцене Камерного музыкального театра в 1978 году.

Григорий Владимирович Спектор родился в Грузии, в Тифлисе, в 1950 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс М. О. Кнебель), три года учебы совмещал с работой в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в качестве ассистента режиссера.

Свой дипломный спектакль он поставил в Тбилисском драматическом театре имени А. С. Грибоедова, однако по распределению его направили в театр музыкальный — в Краснодарский театр оперетты. Там в течение пяти лет (с 1951 по 1956) Спектор поставил 15 музыкальных спектаклей, среди которых «Огоньки» Г. Свиридова, «Роза ветров» Б. Мокроусова, «Фраскита» Ф. Легара, имевшие большой успех на гастролях в Москве.

В 1956 году он вернулся в Москву, став режиссером Московского театра имени М. Н. Ермоловой. Театралам памятна его постановка водевиля С. Михалкова «Дикари» с блистательным Георгием Вициным в главной роли.

Тем не менее, на многие годы судьба Г. Спектора оказалась связанной с опереттой. Так, в дальнейшем он стал первым главным режиссером вновь созданного музыкального театра «закрытого» города Томск-7 (ныне город Северск), затем, с 1964 по 1968 год был заведующим литературной частью и столичного Театра оперетты. В 1968 году Спектор был назначен главным режиссером Московского областного театра оперетты. А в 1972 году Григорий Владимирович по приглашению Министерства Культуры Узбекистана приехал в Ташкент, где основал Ташкентский русский театр оперетты и стал его первым главным режиссером. Кроме этого, нужно упомянуть и Чувашский музыкальный театр, ставший при Г. Спекторе Республиканским театром оперы и балета.

Необыкновенно обширная география постановок Григория Владимировича включает многие театры страны — Омск и Кемерово, Мурманск и Пятигорск, Волгоград и Саратов. Музыкальные спектакли ставил он и за границей: в Польше и Венгрии. Спектор был единственным советским режиссером, приглашенным в знаменитый Театр оперетты в Будапеште. Там его постановка оперетты Стрельникова «Холопка» пользовалась огромным успехом и прошла более 100 раз.

В Камерный музыкальный театр Бориса Покровского Спектор пришел в 1973 году и принял горячее участие в его жизни: и в поисках помещения для тогда еще бездомного театра, и в привлечении авторов и композиторов, в популяризации молодого и еще малознакомого театра в прессе и у общественности, и, конечно, в повседневной творческой работе. Именно он дал первый удар колокола, которым открылся Камерный музыкальный театр на Соколе.

В театре Спектор проработал до 1982 года, был помощником Покровского в постановках первого десятилетия Камерного театра и сам успешно ставил спектакли, среди которых «Близнецы» Франца Шуберта и «Соль» Никиты Богословского.

В 2010 году вместе с Геннадием Николаевичем Рождественским Г. Спектор работал над возобновлением одной из легендарных постановок Покровского — оперы Стравинского «Похождения повесы».

Творческий диапазон Григория Владимировича Спектора необычайно широк. В общей сложности режиссер поставил 113 драматических и оперных спектаклей. На сценах разных театров страны он ставил и «Иоланту», и «Князя Игоря», он был последним, кто в Советском Союзе поставил оперу Тихона Хренникова «В бурю», и первым, поставившим в нашей стране оперу Дариуса Мийо «Бедный матрос». Как драматург он является автором русского текста оперетт «Мишка-аристократ» И. Кемени, «Желтой кофты» и «Голубой мазурки» Ф. Легара, мюзикла «Брак по-французски» А. Журбина и других, а также либретто детских музыкальных сказок.

С 1999 года Спектор — музыкальный обозреватель журнала «Музыкальная жизнь», газет «Культура», «Вечерняя Москва», автор статей в периодической печати (журналы «Театр», «Музыкальная академия», «Культпоход», «Оперетта-Land» и другие). С 2007 года Григорий Владимирович ведет теоретический курс режиссуры на музыкальном факультете ГИТИСа.

Мы счастливы, что один из хранителей лучших традиций отечественной оперной режиссуры по-прежнему остается близким другом нашего театра, чутким коллегой и мудрым наставником.

С юбилеем, дорогой Григорий Владимирович!


Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Государственный Академический Большой театр России Камерная сцена им. Б. А. Покровского

Раздел для сотрудников театра