У каждого должен быть «Шанс»

О XIV Международной творческой лаборатории режиссеров оперного театра рассказывает ее руководитель, заслуженный деятель искусств России, режиссер Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского Ольга Иванова.

XIV лаборатория музыкальных театров посвящена определенной теме и называется она «Шанс». Почему? Потому что, с одной стороны, в составе участников последних лабораторий появлялось все больше и больше молодежи. С другой, нам становилось понятным, что молодые режиссеры сейчас не очень-то оказываются нужными театрам. На местах штатные режиссеры либо сами ставят спектакли, либо предпочитают пригласить мастера. Редко кто хочет рискнуть и дать молодому человеку возможность реализовать себя. Постепенно подружившись творчески с этими молодыми людьми, мы, режиссеры старшего поколения, пришли к мнению, что молодым надо помогать.

Поэтому XIV лаборатория стала полным контрастом XIII. В прошлом году все проходило с размахом: 90 участников, в качестве мастеров — Александр Титель, Дмитрий Бертман, Дмитрий Черняков… Они рассказывали о своих замыслах, давали мастер-классы. А молодежь оказалась несколько «задавлена» авторитетом маститых режиссеров. Поэтому нынче сама молодежь стала центром лаборатории. В течение года мы собирали заявки на участие, рассматривали присланные творческие проекты. Самыми активными участниками стали студенты режиссерского факультета Санкт-Петербургской консерватории. Я сама несколько раз приезжала туда, была на их зачетах, присматривалась.

Ведь мы, старшее поколение, имеем возможность порекомендовать театру режиссера на ту или иную постановку. Но для любого театра постановка — это и материальны издержки, и затраты актерского труда. Поэтому мы должны быть внимательны и ответственны за то, чтобы в итоге театр получил не только молодого режиссера, но и качественный результат.

На лаборатории каждый из молодых авторов представил свой проект. Все они были интересными. Например, Николай Панин представлял оперу Доницетти «Колокольчик». Сергей Богославский показал проект постановки и эскизы «Любовного напитка» Доницетти. Причем эти материалы он готовил и представлял в Мариинском театре, но тогда руководство доверило работу более опытному режиссеру. Зато по результатам нашей лаборатории уже есть театр, который заинтересовался этой постановкой. Одна девушка мечтает создать свой театр, который синтетически объединил бы несколько типов на основе театра кукольного. Другая — погружена в создание детского театра, где она будет не просто готовить детей-актеров, а учить их музыке, заниматься их эстетическим и духовным воспитанием. Очень интересный проект — постановку оперы «Иоланта» Чайковского — представила Екатерина Василева. А молодая художница Мария Вольская вместе с композитором Ольгой Шайдуллиной как режиссеры сочинили яркий и неожиданный спектакль «Песни и пляски смерти» по Мусоргскому. Это совершенно другое направление в оперном театре, потому что Мария — ученица Крымова, а эти ребята сами и художники, и режиссеры.

Конечно, и в этот раз мы не могли обойтись без теоретической мысли. Наша постоянная «профессура» — Евгений Михайлович Левашев, Михаил Львович Мугинштейн, Юрий Георгиевич Димитрин, Ирина Александровна Черномурова, — преподали нам серьезные теоретические уроки. Традиционной является и другая часть нашей работы: просмотр и обсуждение спектаклей. Мы каждый день работы лаборатории ходили в театр, были в Оперетте на мюзикле «Граф Орлов», смотрели «Веселую вдову» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, а в Камерном музыкальной театре провели два вечера и посмотрели одноактные оперы «Русская тетрадь», «Дневник Анны Франк», «Записки сумасшедшего» и «Человеческий голос».

Заключительное заседание лаборатории прошло в формате круглого стола, на котором мастера режиссуры отвечали на вопросы молодых. Мы очень гордимся тем, что на этой лаборатории была достигнута очень важная вещь — высокая степень взаимного доверия. В сложившейся атмосфере каждый хотел высказаться, спросить, понять, каждый искренне рассказывал о своих планах, задумках… Это очень ценный и взаимообогащающий процесс.

На лаборатории присутствовали директора театров, и мне удалось уговорить некоторых взять молодых выпускников на постановки в следующем сезоне. Уже одно это — результат, ради которого стоит продолжать лаборатории, искать новые темы для их проведения. Я очень довольна итогами этой лаборатории и надеюсь, что главным ее результатом станет реальная помощь нашей молодежи.


Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Государственный Академический Большой театр России Камерная сцена им. Б. А. Покровского

Раздел для сотрудников театра